nikolaeva_ira (nikolaeva_ira) wrote,
nikolaeva_ira
nikolaeva_ira

Как расторгали браки в древности

В наши дни развод, во всяком случае, с юридической точки зрения, является делом довольно заурядным. Но так было далеко не всегда.

Люди встречаются, люди влюбляются, женятся. А после свадьбы судьбы новобрачных порой складываются совсем неожиданным образом. Одни живут долго и счастливо, другие, увы, расходятся. В наши дни развод, во всяком случае, с юридической точки зрения, является делом довольно заурядным. Но так было далеко не всегда. «Апрель» разбирается, как разводились люди в древности.

1. Месопотамия

О том, как обстояли дела с супружеством в Междуречье, сегодня известно благодаря своду Законов Хаммурапи – одному из древнейших памятников права в мире, созданному в начале второго тысячелетия до н.э. Кодекс, названный в честь тогдашнего правителя Вавилона, включал, в том числе, раздел, посвященный семейному праву.

В Месопотамии женщины занимали подчиненное положение в обществе, что, конечно, не могло не сказаться на характере брачно-семейных отношений.

Согласно вавилонскому законодательству, мужчина имел право оставить жену по причине её болезни, бесплодия, измены и т.д. «Безнравственное поведение» супруги, включающее широкий спектр проступков («задумала уйти, расточительствовать принялась, дом свой разоряла, унижала своего мужа»), также являлось основанием для развода.

При этом за главой семьи оставался выбор: прогнать экс-супругу из дома, не вернув приданого и не дав никакой другой «разводной платы», либо оставить её в доме, но уже в качестве рабыни, и жениться на другой.

В случае, когда жена «возненавидела мужа» и отказала ему в интимной близости, дело подлежало детальному рассмотрению со стороны общины. Если в остальном поведение женщины не вызывало нареканий, а вот её супруг, напротив, совсем потерял совесть – изменял ей, унижал, вавилонянка могла забрать приданое и вернуться в дом отца. Если же отказ спать со своей «второй половиной» был вызван разгульным образом жизни женщины, её следовало утопить.

Вероятно, общество относилось к разведенным дамам без предубеждения, поскольку если женщине, которая разошлась с мужем, удалось избежать смертной казни или пожизненного рабства, вероятно, никакой вины в супружеской жизни за ней не значилось.

2. Египет

В отличие от многих других древних царств, в долине Нила женщины обладали почти равными с мужчинами правами – в том числе и имущественными. Поскольку египтянка могла единолично владеть собственностью, супруги в обязательном порядке заключали брачный контракт.

Первоначальный бюджет молодой семьи, как правило, складывался из состояния жениха и приданого невесты в приблизительном соотношении 70 к 30%. При расторжении брака – инициатором которого могла выступать женщина – жене, как правило, доставалась не менее трети совместно нажитого, то есть средства, внесенные египтянкой на этапе женитьбы, а также определенная сумма-компенсация.
Впрочем, единых правил распределения материальных благ в семье не существовало: соглашения составлялись индивидуально для каждого случая. Бывало и так, что по брачному контракту мужчина принимал на себя обязательство содержать экс-жену и детей, покуда есть подобная необходимость.
Что могло послужить причиной развода в Древнем Египте? В принципе, всё то же, из-за чего расходятся люди сейчас – несхожесть характеров, супружеская неверность. Не составляли исключения и побои.
Правда, из-за эпизодического избиения шум поднимать было не принято. Однако, если муж слишком уж увлекался демонстрацией своей физической силы, супруга могла подать в суд. Помимо симметричного физического наказания виновного ждали также финансовые потери – мужчину лишали права на долю в совместно нажитом имуществе.

В целом, египтяне относились к разводу довольно нейтрально, общество не осуждало разведенных женщин. Поскольку жить бобылем в Египте было не принято, люди часто женились во второй и более раз.

3. Греция

По сравнению с египтянками, женщины Древней Греции чувствовали себя куда менее вольготно как в браке, так и в разводе. По сути, ни о какой самостоятельности – ни в имущественном, ни в любом другом ключе – в жизни гречанки не могло быть и речи.

В детстве девочка, подобно остальным членам семьи, находилась во власти отца. Повзрослев, из-под отцовского крыла она попадала под опеку мужа.

Расторжение брака по инициативе мужа проистекало предельно легко. Уличив жену в прелюбодеянии или в любом другом проступке, мужчина мог «отослать» супругу обратно в родительский дом.
Для совершения этого акта не требовалось присутствие официальных лиц, равно как и доказательства вины женщины. В случае развода по причине супружеской неверности, приданое не возвращалось.
Женщине расторгнуть брак было куда сложнее. Чтобы уйти от супруга с чистой совестью и не с пустыми руками, гречанке следовало обратиться к архонту (высший чиновник в типичном греческом полисе) и предоставить письменное обоснование своего решения.

Конечно, архонт мог и не удовлетворить требование женщины. В обществе в целом крайне негативно относились к дамам, дерзнувшим пойти поперек воли супруга, поэтому разводы по инициативе жены были скорее исключением, чем правилом.

Кстати, подать на развод могла также третья сторона. Отец невесты имел право развести её с мужем, если желал вернуть в свой дом или выдать замуж за другого. Законный супруг также мог отдать свою спутницу жизни в жены другому человеку, согласия женщины, по-видимому, не требовалось.

4. Рим

Первый задокументированный развод в Древнем Риме относится к концу четвертого столетия до н.э. Тогда, в период ранней республики, разводы были нечастым явлением: римляне осуждали тех, кто ставил личные интересы выше государственных и позволял своей «ячейке общества» распасться.

И все же супруг имел право изгнать провинившуюся (бесплодную, изменницу и т.д.) жену из дома. Женщины Древнего Рима в те времена находились в таком же зависимом положении от мужчин, как и гречанки, и едва ли могли ответить «своему господину» взаимностью.

Позже, ближе к началу Новой Эры, получила распространение более демократичная форма брака sine manu — «без руки», в которой замужняя женщина находилась под опекой отца или другого старшего родственника, но не мужа. После рождения третьего ребенка опека снималась полностью.

Супруги, таким образом, оказывались примерно в равном положении относительно друг друга. Женщина могла подать на развод и получить обратно свое приданое. Деньги не возвращались только в том случае, если у мужа имелись неопровержимые доказательства неверности своей второй половины.
Согласно законам императора Августа, разведенные дамы и вдовы должны были устроить свою личную жизнь не позднее, чем через 6 месяцев после расставания с прежним супругом.

Несмотря на то, что разводы и повторные браки в поздний период Римской республики и далее Империи были делом довольно привычным, разведенные дамы могли столкнуться с пренебрежительным отношением со стороны общества. Римляне считали развод признаком определенной моральной распущенности, и считали действительно добродетельными только женщин, которые состояли в браке лишь один раз.

5. Китай

В традиционном китайском обществе с середины первого тысячелетия нашей эры существовало три законных способа расторжения брака.

Брак могли признать недействительным, в случае если один из супругов совершал некое злодеяние в отношении своей второй половины или её семьи – убийство, например.

Развод мог произойти также по соглашению сторон, когда молодые осознали, что не сходятся характерами, или по желанию мужа. Супруг имел право расторгнуть брак в одностороннем порядке, если имела место одна из следующих причин: бесплодие жены; её измена или непристойное поведение; тяжелая болезнь; ревность к другим женам или наложницам; чрезмерная болтливость и, наконец, совершенное женой преступление.

Третий вариант - родители мужа могли развести новобрачных, если жена не проявляла к ним подобающего уважения.

Впрочем, китайские законы не обходили стороной интересы слабой половины человечества. Супруг не мог оставить женщину ни по одной из перечисленных выше причин, если у жены не было семьи, чтобы вернуться; если она соблюдала траур по свекру или свекрови в течение трех лет; если она выходила замуж за бедняка, но за время брака мужчина существенно преумножил свои богатства.
Кстати, возможности выйти замуж второй раз у китайских женщин не было.

6. Индия

Брак в Древней Индии оформлялся как религиозное таинство и носил название «дарение невесты». Фактически же он представлял собой имущественную сделку, в результате которой мужчина покупал невесту у её отца.

Разумеется, при таком подходе прав у индианки было не больше, чем у всякой другой собственности. Брак считался нерасторжимым. Избавиться от своего господина женщина могла лишь в том случае, если он в течение многих лет не появлялся дома. Конкретный срок, после которого индианка могла считать себя свободной, обговаривался в каждом конкретном случае.

В то же время в Индии существовала практика «оставления» жены. Однако о разрыве отношений здесь тоже речи не было. Мужчина «оставлял» жену на определенный срок – скажем, на год, в качестве наказания за какой-нибудь: проступок неверность, оскорбление супруга или любая другая форма «недостойного» поведения.

Оставленная продолжала жить в мужнином доме, супруг выделял средства на её содержание. Впрочем, этих денег хватало только на то, чтобы не умереть с голоду.

Если же индианка не желала мириться с подобного рода произволом и сбегала от надоевшего супруга, с неё самой или её семьи в судебном порядке взимался штраф.

7. Допетровская Русь

С принятием и распространением христианства на Руси языческие брачные обычаи (о которых, кстати, практически ничего не известно) были вытеснены нормами, заимствованными из византийской культуры.
Развод почитался православной церковью как событие нежелательное, однако возможное, если на то имеются достаточные основания.

Одним из первых документов, регламентирующих «дела семейные» на Руси, являлся Церковный устав Ярослава Мудрого. Согласно ему, поводов для развода существовало всего пять: доказанная измена жены; «разгульная жизнь» жены – ночевка в чужом доме, например; кража или подстрекание к краже со стороны жены; «если жена, узнав о заговоре против князя, скроет это от мужа»; «если жена, узнав о заговоре против мужа, не предупредит его об этом».

Также в Уставе было прописано множество проступков – прелюбодеяние мужа, двоеженство или двоемужество - которые не могли стать основанием для развода, однако влекли за собой определенного рода ответственность. Мужчину, как правило, наказывали рублем, женщину отправляли в монастырь – каяться.

Что касается имущественных отношений супругов, на Руси, вероятнее всего, действовал принцип раздельного владения. Имущество женщины складывалось из её приданого, даров мужа и личного заработка (женщины любого сословия имели право заниматься доходным делом) и, в случае развода, оно оставалось неприкосновенным.

Источник: april-knows.ru

Tags: древность, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic
  • 0 comments